В Екатеринбург приходит традиционный Баховский фестиваль. Каждый год он приурочен к праздничной дате – дню рождения Баха и раскрывает новую грань баховского творчества. Bach—fest 2019 «восстанавливает» династийные связи: в фестивальных программах музыка великого Иоганна Себастьяна Баха будет соседствовать с творениями его детей – искусных сочинителей и виртуозов. В семи концертах Свердловской филармонии – 1, 5, 9, 17, 21, 23 и 27 марта – участвуют три оркестра, два хора, ансамбль старинной музыки и первоклассные солисты, в том числе, органист и арт-директор фестиваля Тарас Багинец.
Вся семья Бахов – это не менее полусотни талантливейших музыкантов, создававших музыку в XVI—XIX веках. Четверо из двадцати детей Иоганна Себастьяна Баха пошли по стопам отца. Один превосходно импровизировал и играл на органе, другой был поклонником итальянской музыки и мастером клавесинной игры, третий учил юного Моцарта. Но самым знаменитым стал Карл Филипп Эммануил, который долгое время был гораздо известнее своего гениального отца. Его произведения прозвучат в день Открытия Bach—fest 1 марта в исполнении Уральского молодежного оркестра, Хора Уральской консерватории и солистов под управлением Александра Рудина; 23 марта – в камерной программе парижских музыкантов ансамбля Nevermind; 27 марта, в день Закрытия фестиваля, под руководством Кая Йоханнсена, который будет дирижировать Уральским филармоническим оркестром, Симфоническим хором и приглашенными солистами.
Бах и Гендель – эти два имени часто упоминаются вместе, когда речь заходит о музыке барокко. Величайший современник Баха появился на свет 23 февраля 1685 года в небольшом городке Галле, а через месяц за 170 км от него, в Айзенахе, родился Иоганн Себастьян Бах. Два музыкальных титана никогда не встречались, но конечно же знали музыку друг друга. Недавний московский дебют певицы Анны Горбачевой-Огилви, блистающей в Венской, Римской, Лионской опере, пришелся на генделевскую постановку Большого театра. 5 марта в Свердловской филармонии она будет солировать в кантатах И.С. Баха и Г.Ф. Генделя в сопровождении оркестра Баховского фестиваля.
Современникам И.С.Баха, а точнее его соперникам, посвящен отдельный концерт 9 марта. Постоянный участник Bach-fest Артем Варгафтик «проведет расследование» в ближайшем баховском окружении. В их совместном с Тарасом Багинцом концерте прозвучит музыка тех, с кем Баха при жизни сталкивала судьба; а в разговоре будут раскрыты подробности, связанные с сочинением отдельных произведений, и рассказаны житейские истории, героями которых оказывались те самые соперники.
Составить творческие портреты баховских сыновей, чья музыка не только была высоко оценена современниками, но и предопределила пути развития музыкального искусства, предстоит на концерте «Орган и главный органный композитор» 17 марта. Несмотря на серьезность намерений эта программа адресована тем, кто только начинает погружаться в баховское творчество, и, возможно, впервые встречается с органом. Арт-директор фестиваля Тарас Багинец и «первая скрипка» Молодежного оркестра Ольга Федотьева – расскажут и представят слушателям музыку тех, кого объединяет фамилия главного композитора барокко. Прозвучав в Екатеринбурге, программа будет исполнена в Каменске-Уральском (20 марта) и Асбесте (22 марта), где в городских филармонических залах с нетерпением ждут традиционные баховские концерты на цифровом органе – «участнике» проекта «Концертный зал без границ», реализуемого при поддержке губернатора Свердловской области и Министерства культуры региона.
Вопреки расхожему мнению, что баховская музыка – это музыка органная, фестиваль настойчиво утверждает обратное. В 50-томном лейпцигском издании баховских сочинений, только 6 томов содержат произведения для органа. На фестивале солирующему «Королю инструментов» посвящен главный органный концерт 21 марта. Традиционно, в этот день – День рождения Иоганна Себастьяна Баха – за пультом органа «Sauer» появляется гость. В 2019 году им станет Йос ван дер Коой – титулярный органист самой большой протестантской церкви нидерландского города Харлем и один из известнейших интерпретаторов баховской музыки.
«Музыка Баха универсальна, – считает арт-директор фестиваля Тарас Багинец. – Она может звучать в любое время дня и ночи, в любое время года, на любом инструменте и в любых акустических условиях, но при этом оставаться интересной, актуальной и волнующей». За девять лет вокруг фестиваля в Екатеринбурге сформировалась большая семья ценителей творчества великого композитора, объединившая музыкантов разных городов и стран и тысячи слушателей региона. Вместе они совершают музыкальные открытия – 90% музыки, представленной на фестивале Bach—fest, звучит в филармоническом зале впервые. Вместе открывают новые грани баховского гения. В 2019 году – его уникальный педагогический дар, давший миру минимум трёх великолепных музыкантов, определивших ход музыкальной истории классического искусства.