Сегодняшний Екатеринбург — современный мегаполис. Но среди исторических, культурных, промышленных и архитектурных символов нашего города есть символ вневременный — образ покровительницы нашего города — святой Екатерины. Именно это стало отправной точкой при создании духовно- исторического экскурсионного проекта «Град святой Екатерины», который стартовал в столице Урала в ноябре 2018 года. Проект реализован фондом святой Екатерины.
Сегодня крайне важно не только хранить традиции своего города, знать то, что как жили наши предки, понимать их ценности, гордиться их трудами и помнить их подвиги. Не менее важно понять и осознать то духовное начало, объединяющее всех живущих в этом городе. Городе святой Екатерины.
В рамках экскурсионного тура можно узнать, например, о том, что в 1961 году в Екатеринбургский музей изобразительных искусств поступила икона свя¬той великомученицы Екатерины Александрийской, которая в 1923 году была пожертвована Градо-Екатерининскому горному собору в честь 200-летия Екатеринбурга. Образ святой Екатерины является списком с иконы, написанной В. Л. Боровиковским в 1804-1809 годах для убран¬ства Казанского собора в Санкт-Петербурге. В 1936 году эта икона, напи¬санная Боровиковским, была передана из Казанского собора в Государ¬ственный русский музей.
В экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств представлены портреты кавалерственных дам ордена Святой Екатерины, а также, икона в бисерном окладе святой Екатерины (начало XX века, Ново-Тихвинский женский монастырь), гравюры (Западная Европа), орден Святой Екатерины и великолепная фарфоровая ваза, на которой изображены события жития святой великомученицы Екатери¬ны, небесной покровительницы нашего города (1821 год, город Ним¬фенбург).
Кроме того в Екатеринбурге есть замечательная икона его небесной покровительницы с частицей мощей святой великомученицы Екатерины. Находится эта икона в Свято-Троицком архиерейском подворье.
Главный образ окружен двенадцатью клеймами, изображающими жи¬тие святой великомученицы Екатерины. В верхнем ряду изображены три сцены. В первой показано явление ангела святой Екатерине, затем святая изображена перед императором Максимином, который приносит жертвы идолам. Третья композиция представляет, как святую ведут на допрос к им¬ператору. Клейма на правом поле повествуют о взаимоотношениях святой Екатерины с языческими философами, которых, по преданию, она победи¬ла в споре. На левом поле представлены клейма с рассказом о первых му-чениях святой Екатерины и обращении в христианство жены императора и правителя Александрии Порфирия. Клейма нижнего поля повествуют о последних событиях земной жизни святой Екатерины, о страшной казни великомученицы — колесовании. По преданию, колесо было разрушено ан¬гелом. Завершается житийное повествование усекновением главы святой Екатерины.
Все это и многое другое можно увидеть в ходе специальных экскурсий проекта «Град святой Екатерины».
«Мы бы хотели, чтобы наш город ассоциировался не только с Русской Голгофой, местом расстрела последнего русского Государя, но и градом святой Екатерины, именем которой он был изначально назван. Кстати на экскурсиях школьников спрашивают, почему, по их мнению, нужно восстановить собор святой Екатерины. Они отвечают, что, прежде всего, для восстановления исторической памяти, связи с нашим предками», — рассказывает историк, один из авторов проекта Вера Зинченко.
Руководитель проектов фонда святой Екатерины Татьяна Баланчук рассказал, что, прежде всего, проект направлен на подрастающее поколение. Поэтому фонд организует экскурсии для школьников города.
«Мы хотим, чтобы юные жители нашего города, не просто знали его историю, но и понимали, какую роль в этом играла и играет святая покровительница Екатеринбурга», подчеркнула Баланчук.