Культура

«Аномальные явления» современной печатной графики Японии покажут в Музее ИЗО

«Аномальные явления» современной печатной графики Японии покажут в Музее ИЗО
3 февраля, в день японского праздника прощания с зимой Сэцубун, Екатеринбургский музей изобразительных искусств открывает выставку «Пришельцы: «аномальные явления» современной печатной графики Японии», которая представит творчество сразу двух неординарных мастеров – Юдзи Хирацука и Норимасы Мидзутани.

Оба самобытных художника родились в «стране восходящего солнца» (хотя Юдзи Хирацука больше тридцати лет живёт и работает в США), и, по большому счёту, сама принадлежность к японской культуре уже делает их «пришельцами», чьё мировоззрение не укладывается в привычные для европейского сознания рамки. Этих авторов объединяет не только происхождение, но и явное тяготение в своём творчестве к необычной, парадоксальной и даже «аномальной» образности.

Графика Юдзи Хирацука является остроумным и оригинальным продолжением традиций знаменитой японской гравюры укиё-э в приложении к повседневной жизни современного западного мира. Подобно «картинам изменчивого мира» (так переводится с японского понятие «укиё-э»), его произведения становятся зеркалом, в котором действительность предстаёт в искажённом, доведённом до абсурда виде. Художник часто обращается к узнаваемым, ставшим каноническими художественным сюжетам и образам, но трактует их в ироничном ключе. В его работах неизменно присутствует традиционная японская символика (цветы, плоды, животные), расшифровка которой превращается в увлекательную игру со зрителем.

Произведения Норимасы Мидзутани населяют обитатели нездешних миров – инопланетные, нереальные, нелепые, словно мутировавшие существа, которые, тем не менее, несут в себе позитивный заряд и авторский юмор.

Представленные на выставке мастера принадлежат к одному поколению приверженцев искусства печатной графики. За их плечами – десятилетия работы и совершенствования в различных техниках эстампа, позволившие выработать свой собственный яркий и узнаваемый почерк. Так, Юдзи Хирацука сочетает интаглио (комбинированные методы глубокой печати) с шин-колле (печатью на тончайшей рисовой бумаге), а Норимаса Мидзутани использует традиционную для Японии ксилографию (гравюру на дереве) вместе с техникой офорта, изобретённой некогда в Европе. Всего в экспозицию войдут 66 графических листов, в которых художники смело экспериментируют с цветом и колоритом, применяя то деликатное тонирование, то насыщенные, почти флуоресцентные оттенки.

Идея совместной демонстрации работ двух японских мастеров принадлежит арт-куратору Андрею Мартынову, который в течение продолжительного времени сотрудничает со многими художниками Восточной Азии. Благодаря его посредничеству несколько лет назад собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств уже пополнилось 40 графическими работами современных японских авторов, в том числе Юдзи Хирацука и Норимасы Мидзутани.

Выставка «Пришельцы: «аномальные явления» современной печатной графики Японии» будет представлена с 4 февраля по 12 марта 2017 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Воеводина, 5.

Часы работы выставки: вт.–чт. – с 11:00 до 20:00 (касса до 19:00); пт.–вс. – с 11:00 до 19:00 (касса до 18:00); пн. – выходной.

Фотографии: