Культура

Музей наивного искусства представит выставку «Русская Голгофа»

Музей наивного искусства представит выставку «Русская Голгофа»

Сюжеты картин наивных художников опираются, по большей части, на автобиографическую память, но порой отображают и перипетии Большой Истории. Причудливо сочетая личную биографию с событиями в жизни страны и народа (трагическими и праздничными), художники творят по внутреннему чувству времени, создавая субъективные документы истории Отечества. Все наиболее значительные факты и явления общественно-политической жизни становятся сюжетами произведений художников-любителей. Не обошли вниманием они и уральскую трагедия бывшего царствующего дома России, развернувшуюся в Екатеринбурге, Перми и Алапаевске.

Российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети и приближенные были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева, рассказывает интернет-журнал Global City

В перми 12 июня 1918 года чекистами был тайно похищен и убит в районе поселка Мотивилиха великий князь Михаил Александрович и его секретарь Н. Н. Джонсон.

В ночь 18 июля 1918 года в нескольких километрах от Алапаевска у рудника Нижняя Селимская были уничтожены члены Императорского Дома и их приближенные, всего восемь человек. Русская православная церковь причислила к лику святых в лике преподобномученников двух из них – великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару.

На выставке «Русская Голгофа» экспонируются картины из трех собраний Алапаевска, Екатеринбурга и Перми, отражающие представления самодеятельных художников об этих трагических событиях. Особенность творческой манеры наивных художников заключается в том, что их произведения основаны на разного рода повествованиях и текстах – воспоминаниях, произведениях литературы, мемуарах.

Михаил Антонов изображает мизансцены преступления с криминалистической дотошностью, детально следуя за воспоминаниями очевидцев и текстами протоколов. Если сцена расстрела в доме Ипатьева могла быть подсмотрена в фильме Шахназарова «Цареубийца», то расправу в Мотовилихе автор изображает, следуя детальному описанию участников злодеяния Маркова и Новоселова, вплоть до мельчайших деталей. Иванченко В.А. были отданы с расстрелянного Михаила Романова золотые шестиугольчатые именные часы червонного золота с надписью на одной из крышек «Михаил Романов».

Анна Аборкина из Перми создает собственную мифологию уральского периода семьи последнего русского императора, вплетая ее в контекст пермских историй – судеб Михаила Романова, замученного в Ныробе в 1608 году, пермского балета, Дагелева и Матильды Кшесинской, и прочих.

Алапаевский самоучка Сергей Шадрин изображает шурф одного из рудников – знаковое для жителей города и всех православных место мученической гибели членов Императорского Дома, великих князей, князей крови и их приближенных, реконструируя трагическое событие, а также рисует современный обряд почитания невинно убиенных.

Выставка «Русская голгофа» доступна в Музее наивного искусства на ул. Розы Люксембург, 18 с 29 июня по 12 августа 2018 года. Стоимость билетов: 150 рублей – полный, 50 рублей — льготный для пенсионеров и школьников.

Время: 11:00 — 19:00
Тел.: +7(343)37 10 626