Культура

Выставка «Скульптор Эрьзя и Урал» откроется в Екатеринбурге‍

Выставка «Скульптор Эрьзя и Урал» откроется в Екатеринбурге‍
В Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ (улица Горького, 4а) с 22 ноября по 23 декабря будет работать выставка «Скульптор Эрьзя и Урал: триумф и трагедия». Проект посвящён 100-летию приезда на Урал выдающегося скульптора ХХ века С.Д. Эрьзи (1876–1959).

Как сообщили в музее, выставка подготовлена Международным фондом искусств им. С.Д. Эрьзи (Москва), который реализует международную программу «Скульптор Степан Эрьзя и весь мир», посвящённую 145-летию скульптора. Новый выставочный проект повествует о ярком и драматичном уральском периоде биографии Степана Дмитриевича Эрьзи, наполненном творческими свершениями и жизненными коллизиями.

— Цель нашего совместного проекта, который мы привезли в Екатеринбург, познакомить жителей Урала с жизнью и творчеством выдающегося мастера ХХ века, чьи жизнь и творческая деятельность были тесно связаны с уральским краем эпохи революции и Гражданской войны, рассказать о его учениках и соратниках, о деятельности международного фонда, основанного с целью поиска, спасения, изучения и пропаганды творческого наследия мастера, — делится основатель Международного фонда искусств им. С.Д. Эрьзи Михаил ЖУРАВЛЁВ.

Как рассказали в музее, в июне 1918-го уже хорошо известный в Европе и России скульптор Эрьзя со своей ученицей Еленой МРОЗ и племянником Василием НЕФЁДОВЫМ выехал из Москвы на Урал. Первыми местами проживания и работы скульпторов стали Невьянск и село Мраморское около Екатеринбурга, где находятся мраморные копи и мастерские по обработке камня. Вскоре в полевской больнице скоропостижно умер Василий Нефёдов, заболевший по дороге и похороненный впоследствии на местном кладбище.

Осенью 1918 года Эрьзя и Мроз переезали в Екатеринбург, где Эрьзя был назначен на пост организатора скульптурного отделения и мастерских художественно-промышленной школы. Здесь он создал новый профессиональный центр по подготовке художественных кадров. Скульптор был полон грандиозных планов, много и успешно творил, собирая вокруг себя талантливую молодёжь, заражая её своим энтузиазмом.

— В этот период Эрьзя создал свои лучшие работы из уральского мрамора, среди них серия женских образов: «Скорбь» (1919), «Ева» (1919), «Спокойствие» (1919), «Отдых» (1919), «Женский портрет (Мечта)» (1919), — добавляют в музее. — В 1920 году он активно работает в русле ленинского плана монументальной пропаганды, одним из первых создав на Урале памятники, посвящённые революции и её апологетам.

1 Мая в центре города состоялось открытие ряда монументов, реализованных по замыслу и под руководством Эрьзи, — памятника освобождённому труду «Кузнец мира», памятника парижским коммунарам, памятника уральским коммунарам, памятника Свободе, памятника-бюста Карлу Марксу. При этом ни одно из этих грандиозных произведений революционной эпохи не сохранилось, остались лишь фотографии и статьи в архивах.

 — Именно здесь — на Урале, в очертаниях Алексеевской сопки (близ Златоуста) — ему привиделся облик вождя мировой революции Владимира Ленина. И хотя дерзким проектам Эрьзи так и не довелось осуществиться, Уральские горы придали мощный импульс его творческому воображению — в этот период у скульптора появился грандиозный замысел: в горных отрогах воплотить образы выдающихся исторических личностей. Эта фантазия вселенского масштаба — вполне в духе современной Эрьзе эпохи — не покидала его до конца жизни, — рассказывают в музее. —  Несмотря на относительно кратковременное пребывание в Екатеринбурге, всё же именно уральской главе было суждено стать не только одной из самых ярких и плодотворных, но и, пожалуй, самой драматичной в творческой биографии скульптора. Эрьзя — мастер, прославившийся своими произведениями в лучших выставочных залах Италии, Франции и Германии, приехавший на Урал с грандиозными творческими планами, которые столь удачно начали осуществляться им в начале, именно на Урале впервые испытал жестокие гонения со стороны  собратьев по искусству — художников-футуристов, став жертвой несправедливых наветов и скандалов. В конце 1920 года после разлада с коллегами и выселения из мастерской Эрьзя уехал в Москву, покидая Урал навсегда.

В программе проекта:

— Присвоение имени Степана Эрьзи одному из топонимических объектов Екатеринбурга;

— Экспозиция произведений Эрьзи, в её составе: коллекция идентичных слепков произведений, созданных им в разные годы в России, Европе и странах Южной Америки, оригиналы которых ныне находятся в малодоступных частных и музейных собраниях (включая произведения уральского периода — «Отдых», «Малая Ева»), а также малоизвестные произведения из частных коллекций Екатеринбурга — «Голова татарки», портрет В. Ленина;

— Фотовыставка, архивный и библиографический разделы;

— Презентация новых книг о Степане Эрьзе, изданных фондом и его партнёрами в последние годы на разных языках;

— Презентация кинопоэмы «Возвращение гения» (2016, режиссёр А. Новосёлов);

— Программа фильмов о скульпторе;

— Вечер памяти скульптора Эрьзи;
— Конференция, посвящённая уральскому периоду жизни и творчества Эрьзи и его современников.

— Экспозиция детского творчества международного конкурса «Миры мастера Эрьзи», включающая произведения учащихся Екатеринбурга.