Легендарная группа «Смысловые галлюцинации» прекращает своё существование уже в следующем году. Во время прощального концертного тура журналист издания Ekatb.ru без употребления каких-либо веществ или напитков словил, пожалуй, самого позитивного из пяти «глюков». Так сказать, прикоснулся к веселью. От бас-гитариста коллектива Николая Ротова нам стало известно о том, что «настоящие герои не те, кто всегда в запое». А вообще, разговор получился «бородатым». Так преданный ценитель Бажова сообщил о мысли снять самую современную пьесу, посвященную знаменитому автору «Малахитовой шкатулки». Вдобавок поделился мыслями о том, куда стоит перенести музей другого бородача Б.У. Кашкина. Отсутствие какой части тела не может помешать стать президентом, своем видении социальных проблем и о своих способностях экстрасенса, — рокер поведал в уникальном интервью.
Текст: Павел Пивоваров
Фото: Алексей Журов
Про Бажова и Б.У. Кашкина
Вы очень много внимания уделяете популяризации уральской литературы. В летнем интервью «Моментам» вы сказали, что Бажов писал триллеры с закрученным сюжетом и характерными героями. Какие из них вам наиболее близки? Есть ли в планах их осовременить и каким-то образом спеть о них?
А как бы на ваш взгляд выглядел Бажов в 2016 году?
Не знаю как, но с бородой точно (улыбается). Кстати, я читал про него одну интересную историю. Как только начались сталинские репрессии Павел Петрович закрылся в своем доме на Чапаева и никому не открывал в течение полугода. Он это сделал для того, чтобы у него не спросили с прищуром: «А что вы имели ввиду под Огневушкой-поскакушкой? Что вы хотели этим сказать?» (с иронией).
Вы говорили, что Бажова на вашей майке в Калуге называют Циолковским, а в Санкт-Петербурге Достоевским. В это связи почему существует фраза: «Всем Бажов»? Ведь нашего писателя мало кто узнает…
Но мы то с Урала. Поэтому и всем Бажов. Если бы мы были из Питера мы бы всем говорили: «Всем Достоевский!». Несмотря на то, что Бажова не узнают, каждый видит в нем что-то своё. Ведь это такая многогранная личность.
У нас на Урале был ещё один культовый персонаж с бородой – старик Б.У. Кашкин. Как вы к нему относитесь?
Когда я приехал поступать в Екатеринбургский театральный институт в 1996 году увидел разрисованные заборы с изображением Б.У. Кашкина. Моего однокурсника, которому не досталось места в общаге, отправили жить к Б.У. Кашкину. И он там прожил два дня. Кашкин — это настоящий художник первооткрыватель. Скоморох в хорошем смысле этого слова.
А в музее, посвященном Б.У. Кашкину, в УрГУ имени Горького (ныне УрФУ) были?
У Джина Шарпа в одной из книг есть фраза о том, что символизм может способствовать революции. Вы вот, зачастую, носите атрибутику с изображением людей искусства. Как вы считаете Бажов как символ может дать что-то современному Уралу? Если да, то что?
Во-первых, любая история может что-то дать (задумчиво). Это самобытный писатель, сказочник. С большой красивой историей, у него много замечательных родственников. Его сказки непохожи на общепринятые сказочные произведения. У него всегда был очень самобытный язык, поэтому есть определенная историческая ценность. А чего вообще так серьезно то? (улыбается). Однажды я сказал: «Всем Бажов» и тут же вопросы начались: «А вы имели что в виду? Это революционный подход или что?» (с деланным театральным голосом). Нет, это просто взаимосвязано: Бажов и тема Сысерти. Это всё из песни «Басков не козёл» пошло. А про Бажова я относительно недавно узнал (смеется). А вы говорите революция (смеется).
Кстати, у одного поэта есть такая фраза: «Впустив бажовский дух Сысерти, он строит грусти галерею» …
Ой, ничего себе. А кто это написал?
Я…
Нормально так. Да вы, батенька, поэт.
О социальном и герое нашего времени
Спасибо. Есть немножко. В июне вы выступили на фестивале «О! Да! Еда». Как вы относитесь к тому, что еда в нашем обществе возводится широкими массами в культ, а внимание к искусству утрачивается. Россия вторая в мире по страдающим ожирением после США. Видите ли вы в этом опасные социальные процессы?
Представьте, если бы Prodigy приехали к нам в 1997 году. Да у нас бы очереди огромные были. А спустя какие-то двадцать лет человек уже спрашивает: «Ааа Prodigy? Сколько билет? Полторы тысячи? Дорого. Не пойду, наверное. Далеко ехать, да там очередь. И пива нет». Вот и вся история. Вот и вся культура. «В театре с чипсами нельзя сидеть», — думают люди и не идут. Второй момент в том, что люди стали невнимательными. Внимательных людей осталось очень мало. Если раньше приходили с впечатлениями с тех или иных концертов и спектаклей билеты на которые было не достать. А сейчас люди летают в Европу на те же концерты. Да и информации всё больше и люди не успевают ее поглощать. Раньше был один журнал «Наука и техника» и его читали все. А сейчас человек теряется в информации. Сядешь книжку читать, а тут сообщения в мессенджерах, тут кто-то позвонил, там что-то разместили и человек элементарно не успевает ничего. Часто люди боятся себе признаться в том, что они не могут чего-то охватить. А у меня папа до сих пор смс никому не отправляет. Проще позвонить. Я иногда приезжаю к нему и помогаю скачивать фильмы и т.д.
Вокруг вас постоянно различные супергерои. Недавно же один из уральцев совершил настоящий подвиг: вошёл в книгу рекордов России как жонглёр включенной бензопилой. Как вы относитесь к таким опасным вещам? Или геройствовать нужно мирно и по-тихому?
У каждого свой путь. Героизм настоящий — когда он органичен. Простой парень не должен анонсировать подвиг. Он должен идти и делать. Можно выходить на сцену и играть так, что все заплачут. Это тоже будет своего рода героизм.
Этой весной стал очень популярен Дэдпул. Вопрос такой: должен ли герой быть идеальной машиной для убийства? Ведь, как вы сами замечали в одном из интервью, героизм в отсутствии ответа на грубости.
Стала нужна новая история с человеком, который не забит. Герои могут быть разные. Вы вот тут философские темы затронули. Хорошее было бы название книги: «Философия от человека-паука до Дэдпула» (смеется).
О Ельцине
Перейдём к неоднозначному восприятию обществом Ельцин-центра. Есть различные организации, которые называют это место рассадником пособников Запада. Какое мнение у вас на этот счет?
Это музей, это история. Причём здесь это? Если бы это был придуманный персонаж и его тут поставили, тогда бы это казалось странным. Представьте, например, в Красноярске построили Ельцин-центр. Но Борис Николаевич — первый президент России и родом с Урала, историческая личность. К нему можно относиться по-разному, но то, что это исторический срез — отрицать нельзя. Когда я побывал в Ельцин-центре у меня были непередаваемые ощущения от инсталляции магазина 90-х годов, троллейбуса. И все это было сделано по американской технологии.
Кстати, о Ельцине. А слышали ли вы историю о том, как Борис Николаевич остался без пальца в детстве из-за собственной авантюрности?
Нет (улыбается).
Мораль такова: отсутствие пальца не может помешать человеку стать президентом (улыбается).
Если бы вы знали, как двусмысленно прозвучала сейчас ваша фраза.
О роли актера
В феврале этого года фильм с вашим участием «Рекомендация» взял приз за самый лучший игровой дебют на фестивале «Кинопроба». Поведайте про интересные моменты на съёмках.
Да там все пять дней были запоминающимися. Так, что кто-то прошёл и пролил ведро краски случайно, такого не было. Этим занимался Семен Гальперин. Мы с ним долгое время работали на телевидении. Потом мы познакомились. Спустя некоторое время он поступил на режиссерские курсы во ВГИК. Периодически приезжал и снимал различные учебные работы. По старой памяти он позвал меня сниматься. Я улетел в Москву, и мы там снимались. На плёнке, и все серьезно было. Со мной работали две великие актрисы: Наталья Кудряшова и Мириам Сехон. Мне повезло, что со мной на площадке были такие великолепные девушки.
В книге Антона Касимова и Дмитрия Мелких «Малахитовые гитары» написано о том, как Юрий Облеухов (он же Макфлай) преподавал вам эстрадные номера. Суровым ли учителем был один из идеологов «Курары»?
Минутка юмора. Уже упомянутая книга «Малахитовые гитары» заканчивается одной прикольной выдуманной историей: авторы тонут и Юлия Чичерина своим громким визгом останавливает машину для того, чтобы их спасти, и их оперируют братья Самойловы с Бутусовым. Вы же там останавливаете машину с криком: «Восемь километров по дороге в Сибирь!». Заценили этот опус?
Вы серьезно? Ничего себе! (смеется). Как много я пропустил. Надо почитать. Ребята мне подарили книгу, но я пока не добрался до неё.
«В Темный омут головой» (о «Глюках»)
Николай, насколько я осведомлён у группы «Смысловые галлюцинации» скоро выйдет новый альбом. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
Действительно, это так! Альбом называется «Трудных времен песни» и он поставит финальную точку в истории группы. Мы решили проверить на себе краундфандинг. Все о нём говорили, но мы долгое время на это не решались. В связи с определёнными обстоятельствами решили проверить это на себе. Активно идёт сбор денег. На сайте Planeta.ru уже собрана определённая сумма. Люди расположены к этому проекту. Хотя надо сказать, что, когда мы столкнулись с этим впервые мы считали: рокеры же не должны побираться. На самом деле, это не побирание, а совместное изготовление альбома, потому что мы не просто собираем деньги. У нас есть определённые лоты: наборы «Вечно молодой». Сейчас добавился лот, который даёт право зайти после концерта в гримёрку и бухнуть с группой. Сейчас уже почти вся сумма собрана, и мы фактически находимся, в данный момент, на финальной стадии. В этот альбом войдут кавера, новые версии старых песен и будет одна абсолютно новая песня. Мы к этому подошли как к интересному проекту: узнать, что же такое краундфандинг в деле.
Я ни в коем не расцениваю данный шаг в духе того что рокеры побираются. Ведь та же «Курара», которую я очень люблю, собирает деньги на выпуск альбома при помощи краундфандинга.
На самом деле так сейчас делают многие. Например, та же «Алиса», которые вообще герои. На запись нового альбома им нужна была сумма 4 миллиона, а они набрали целых 9. Потом у них и вовсе сумма сборов перевалила за 10. Это уважаемые монстры нашего рока. Также, впрочем, как и «Аквариум». На самом деле мы случайно с этим столкнулись. На опыте съёмок фильма про рок Женей Григорьевым. Слышали об этом?
К сожалению, нет. Было бы интересно узнать поподробнее.
История началась много лет назад. Есть такой Женя Григорьев, который снимал клипы для «Смысловых галлюцинаций»: «Без стюардесс», «Последний день Земли» и «Вечность встанет с нами рядом». Также он снимал клип проекта Коля Rotoff «Человек паук». Долгое время он был президентом гильдии документального кино. Сам он с Урала. Давным-давно была придумана история фильма про рок. Устраивался кастинг: все желающие группы приходили и пели по одной песне. В том числе и я пришёл спеть со своим проектом. Были выбраны несколько групп: среди них Cosmic Latte, Городок чекистов и другие. Им дали по камере, и они снимали что-то про свою группу. Это не просто хроника: в фильме будет своя концепция и своя история. Сейчас весь этот материал монтируется и, в итоге, вскоре, появится.
В последнем на сегодняшний момент альбоме группы «Минус один» отсутствует пение. Почему была выпущена такая пластинка?
Вы написали гениальную музыку для песни «Курары» — «Босоногий пёс». Что вас вдохновило на это?
Не я один её писал. Вместе с Олегом. Решили написать, что её сочинял я. Процесс происходил дома. Это сейчас можно демо записать быстро и оперативно. А тогда мы просто писали гитару в бытовых условиях. Мы с Олегом тогда вместе снимали квартиру на перекрестке Малышева – Восточная.
Какая первая фраза была озвучена вами после того как вы увидели селфи Баскова с козлом?
Никакая. Просто обрадовался. Вот что-нибудь скажешь, а потом оно раз и сбывается. Классно. Чудеса (улыбается).
В своё время вы занимались проектом, который называли «Ну погоди рок». Вспомните это время. Есть ли в планах после распада «СГ» желание вновь пойти на телевидение работать?
Сейчас много работы. У нас есть новый альбом и большой тур, в который мы отправились из центральной части России, потом Латвия, Германия и т.д. И последний концерт будет в Москве 19 декабря в Crokus City Hall. Так что впереди ещё много всего.