Музей истории Екатеринбургского метрополитена открылся в среду, 27 апреля, в офисе транспортного предприятия на улице Володарского, 3.
В мероприятии, приуроченном к 25-летию подземки уральской столицы, приняли участие Глава Екатеринбурга — Председатель Екатеринбургской городской Думы Евгений Ройзман и исполняющий обязанности директора ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» Павел Разумов.
Советник директора Екатеринбургского метрополитена Георгий Минаев провел экскурсию для представителей городских средств массовой информации, которые стали первыми посетителями экспозиции.
В витринах музея расположены фотографии, запечатлевшие хронику строительства и деятельности метрополитена с подробным описанием каждой станции, а также различные экспонаты: форма машиниста, микротелефонная трубка с первого поезда, вышедшего на линию, рукоятка, которой приводится в движение состав, книга замечаний машиниста, датированная 1991 годом, фонарь и сигнальные флажки, символические ключи от станций и образцы камней, которые использовались в их отделке.
Как рассказал Георгий Минаев, история метрополитена уральской столицы берет начало в 1974 году, когда была утверждена Комплексная транспортная схема города. В соответствии с ней, сеть линий подземки должна была включать три самостоятельных диаметра, скрещивающихся в центральной части города. В 1975 году были выделены средства на проектирование, которым первоначально занимался институт «Харьковметропроект». С 1980 года генеральным проектировщиком подземки стал институт «Уралгипротранс».
Сооружение первой очереди метро началось 28 августа 1980 года, когда строители вынули первый экскаваторный ковш земли на месте вертикального ствола шахты будущей станции «Уральская» на улице Челюскинцев.
В мае 1988 года по указанию Министерства путей сообщения СССР было создано предприятие «Свердловский метрополитен», а в декабре его начальником стал Иван Титов.
В ночь с 29 на 30 декабря 1990 года состоялся пуск пробного поезда на участке от станции «Проспект Космонавтов» до станции «Машиностроителей».
26 апреля 1991 года состоялся торжественный митинг по случаю открытия Свердловского метрополитена. Официальной же датой открытия считается 27 апреля, когда в 6 часов утра началось регулярное движение поездов.
В декабре 1992 года строители ввели в эксплуатацию станцию «Уральская», а еще через два года было открыто движение до станции «Площадь 1905 года»: поезда пошли по кругу с оборотом по конечным станциям. В 2002 году к ним присоединилась станция «Геологическая». Станцию «Ботаническая» в 2011 году открыл Президент России Дмитрий Медведев. С пуском станции «Чкаловская» в июле 2012 года строительство первой линии метрополитена закончилось.
Протяженность линии составляет 13,8 километра (используемая — 12,7 километра), на ней расположено девять станций.
Ежедневно Екатеринбургский метрополитен перевозит около 160 тысяч пассажиров. По объему перевезенных пассажиров уральская подземка занимает четвертое место, уступая только Московскому, Санкт-Петербургскому и Новосибирскому метрополитенам.
Как рассказал Георгий Минаев, за 25 лет работы Екатеринбургский метрополитен перевез 841 миллион 392 тысячи пассажиров.
В заключение экскурсии журналисты прокатились на оформленном к 25-летию метрополитена юбилейном составе, который курсирует на линии с 4 апреля. В салонах красных вагонов размещены уникальные фотографии, рассказывающие пассажирам о наиболее значимых событиях в истории строительства и пуска первого на Урале метрополитена.
Глава Екатеринбурга — Председатель Екатеринбургской городской Думы Евгений Ройзман:
Очень приятно, что произошло это событие — открытие музея Екатеринбургского метрополитена. Когда мы с американским экспертом Джарредом Уокером спускались в метро, он сказал, что оно сделано очень чисто и эстетично, а он видел подземки в разных городах Европы. Было приятно услышать такую оценку. Мы наше метро очень любим, люди относятся к нему с уважением, оно решает в городе огромные транспортные проблемы. Если получится ветка запад-восток, ситуация будет еще лучше. Хочу поблагодарить всех работников и руководство метрополитена. Считаю, что екатеринбургское метро — одно из образцовых в стране. Наличие подземки поднимает статус города.
Фото:
Текст подготовила Елена Порунова
Фото: Антон Буценко
Источник: Официальный портал Екатеринбурга