Планируется разместить «Эрмитаж-Урал» в двух зданиях в центре города. В настоящее время проект культурного центра уже получил положительное заключение Государственной экспертизы. Комплекс будет состоять из двух объектов. Первый — культурно-просветительский центр на улице Вайнера, 11: в здании, являющемся памятником архитектуры, рабочие проведут капитальный ремонт основного помещения, а также пристроят дополнительные. В итоге общая площадь объекта составит 3,8 тысячи квадратных метров.
Во втором здании на улице Вайнера, 16 после проведения глубокой реконструкции на площади 2,6 тысячи квадратных метров разместится фондохранилище. Напомним, место расположения будущего культурного комплекса выбрано не случайно — в годы Великой Отечественной войны именно в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, площади которого теперь подлежат трансформации, размещались фонды Эрмитажа и трудились его специалисты.
Сегодня специалисты занимаются формированием земельных участков для организации строительных работ. Сложность заключается в том, что обе площадки расположены в самом центре Екатеринбурга — они насыщены большим количеством инженерных сетей, есть вопросы с организацией подъезда и работы строительной техники и другие. Однако, как сообщила первый заместитель начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Елена Трофимова, все эти проблемы решаемы. В настоящее время в первую очередь необходимо разрешить вопрос об объемах и сроках софинансирования со стороны Свердловской области и Российской Федерации, так как для успешной реализации задуманного необходимо участие всех уровней бюджета.
Стоит отметить, что, согласно планам руководителей муниципалитета, в 2016 году будет завершена документальная подготовка проекта, 2017 год отводится непосредственно под строительные работы, а открытие культурного центра «Эрмитаж-Урал» запланировано на 2018 год.
Справка
В годы войны коллекция мировых шедевров хранилась в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Его стены приняли 1 миллион 180 тысяч предметов, двумя поездами доставленных на Урал. Свердловск стал единственным городом, в котором в годы войны хранилась уникальная коллекция Эрмитажа.
Об эвакуации экспонатов было объявлено уже через два дня после начала войны. Для упаковки произведений искусства на помощь сотрудникам музея пришли художники, артисты, ученые, студенты, не призванные в армию, прикрепленные к Эрмитажу военные подразделения. Первый железнодорожный эшелон багажных вагонов с экспонатами, пассажирских вагонов для сотрудников музея и платформы с зенитными орудиями отошел утром 30 июня 1941 года.
В годы войны Свердловская картинная галерея оказалась наиболее подходящим зданием для размещения эрмитажных экспонатов. Здание с просторными подвалами, толстыми стенами было построено в 1913 году по проекту архитектора Константина Бабыкина для одного из мануфактурных магазинов.
Ящики с бесценными экспонатами заняли не только подвалы, но и первый и второй этажи галереи. На третьем этаже работали 18 сотрудников Эрмитажа. Они оказывали методическую помощь сотрудникам галереи, читали лекции, реставрировали картины.
В Ленинград экспонаты вернулись только после окончания войны, в октябре 1945 года. Менее чем через две недели, после того, как коллекция была отправлена в Ленинград, в Эрмитаже прошла выставка. Таким образом, сотрудники музея продемонстрировали, что ни один экспонат не был утерян. Кроме того, в 1947 году в благодарность сохранение коллекции Свердловску были подарены более 200 спасенных предметов.