Культура

Спустя 8 лет в Музее ИЗО восстановлена постоянная экспозиция иконописи

Спустя 8 лет в Музее ИЗО восстановлена постоянная экспозиция иконописи
Впервые за последние восемь лет в Екатеринбургском музее изобразительных искусств восстановлена постоянная экспозиция иконописи. В ее новой версии представлены лучшие образцы иконописи горнозаводского Урала — «золотой век» невьянской иконы.

В постоянную экспозицию вошли 55 лучших образцов невьянской иконы из собрания музея — художественного явления, тесно связанного с историческим наследием региона и его промышленной мощью, давно ставшего одним из его самых ярких культурных символов. Их новое представление стало возможным благодаря многолетней реставрационной работе музея.

Город Невьянск, выросший из поселка при металлургическом заводе, основанном в верховьях реки Нейвы в конце XVII века, — первая горная столица Демидовых. Именно на Урале, куда бежали от преследования властей раскольники из различных губерний, сложился крупный иконописный центр, создавший самобытный стиль, в котором соединились лучшие традиции различных художественных школ России.

Среди старообрядческих иконописных центров Невьянск занимает особое место. Феномен этой школы заключается в том, что она возникла там, где изначально не было местной иконописной традиции. В отличие от всех современных ей школ, невьянская отличается, с одной стороны, приверженностью к памятникам отечественной старины, с другой — введением новаций, связанных с влиянием стилей Нового времени — барокко и классицизма.

«Золотым веком» невьянской иконы можно назвать период со второй половины XVIII по первую половину XIX столетия, что было обусловлено подъемом промышленности и экономики Урала. Во второй половине XIX века начался постепенный упадок, связанный с исчезновением богатых заказчиков и ухудшением материально-хозяйственного положения уральских заводов. С середины XIX века старообрядцам было запрещено заниматься иконописью. В результате гонений к концу столетия в Невьянске осталось лишь несколько мастеров-старообрядцев, другие переселились в Екатеринбург, где и работали вплоть до 1920-х годов.

Без преувеличения можно утверждать, что именно Невьянск во второй половине XVIII – первой половине XIX века собрал лучших уральских иконописцев. Большую роль в формировании невьянской школы иконописи сыграли династии Богатырёвых, Чернобровиных, Романовых, Заверткиных, Филатовых. Произведения почти всех мастерских, в особенности Богатырёвых, были ориентированы на торгово-промышленную часть старообрядческого купечества, заводовладельцев и золотопромышленников, державших в своих руках всю экономику Урала.

Создание постоянной экспозиции стало возможным благодаря финансовой поддержке Фонда святой Екатерины, в музейных залах была проведена реконструкция пространства и закуплено необходимое спецоборудование, расширяющее возможности экспонирования музейных шедевров.

Часы работы музея: вт.–чт. – с 11:00 до 20:00 (касса до 19:00); пт.–вс. – с 11:00 до 19:00 (касса до 18:00); пн. – выходной.
Стоимость билетов: 250 р. – взрослый, 100 р. – льготный (пенсионеры, школьники).

Фотографии: