На юге Курганской области, практически на границе России и Казахстана есть село Боровлянка. Как и в большинстве русских сёл, основанных до революции, в Боровлянке стоит храм. Однако в отличие от многих других населённых пунктов, где большевики храмы разрушали, Боровлянская церковь действует по сей день. Она не закрывалась в советское время, не была разрушена или осквернена богоборческой властью. Храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и Святителя Николая в этом году отмечает сто лет со дня своего основания.
Боровлянский храм это не величественное здание, он не отличается масштабами и не является памятником архитектуры. Однако этот храм сохраняет дух эпохи начала 20 века и благоговение перед тем, что не является творением человека.
Строительство храма. Как это было 100 лет назад
Специальное дело о постройке храма в селе Боровое датируется 1915 годом, когда местные жители начали строительство деревянной церкви во имя Святителя Николая. С самого начала работ весь процесс сопровождало благословение Божие, а также череда необычных для далёкого Курганского села событий. Например, записана история, которая повествует о словах святого Иоанна Крондштадского об этой церкви. Дело в том, что именно у этого великого человека начала XX века отправились брать благословение на строительство жители села Боровое. Слова, которые произнёс Иоанн Крондштадский поражают: «Церковь это хоть и будет кривенькая, но до Второго пришествия достоит». Предсказание святого на сегодняшний день сбылось ровно наполовину. Боровлянская церковь действительно получилась кривенькая на один бок. Случилось это уже после смерти Иоанна Крондштадского, так как окончательно церковь достроили только в 1919 году. Однако нынешние жители села, паломники и клир Боровлянского храма вместе с настоятелем протоиереем Павлом свято верят в то, что сбудется и вторая часть предсказания святого Иоанна Крондштадского – церковь достоит до Второго пришествия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Храм изначально задумывался в память о постигшей Россию скорби во время Первой мировой войны, однако закончен был уже после революции и убийства Царской Семьи. Специальный документ – дело о постройке храма в деревне Боровой, Верхне-Алабугского прихода, Курганского уезда сообщает:
«В память постигшего в настоящем году Россию испытания и народной скорби дали обет и постановили совершить миром доброе дело: построить в своей деревне храм имени Святителя и Чудотворца Николая, каковой святитель и прежде чтился жителями, как покровитель селения…»
В начале строительства возникали противоречия по поводу деревянной или каменной постройки. Часть села начала строить каменный храм Святителя Николая, а другая часть во главе с иеромонахом Галактионом деревянный, во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня и Святителя Николая. Как видно и по сей день, благоволение Божие было именно на втором храме, который сохранился до нашего времени.
Храм освятили в 1920 году и с этого дня в Боровлянке празднуют два престольных праздника – 27 сентября и 19 декабря. Поставленный в этом же году настоятелем Павел Львович Петров, а также его помощники диакон Николай, псаломщица монахиня Марфа, алтарница Василиса вели богослужения до 1955-1957 года.
Во время гонений
Так случилось, что советские руководители в Боровлянке были местными жителями, верующими людьми, стараниями которых и был сохранён храм. Даже во времена массовых расстрелов священнослужителей в 30-е годы Боровлянский храм действовал, а настоятель совершал богослужения. Конечно, из храма вынесли всё серебро, другие драгоценности. Но самое ценное для любого храма – алтарь, Святой престол, иконостас, не были тронуты. Более того, председатель Боровлянского колхоза Яковлев Поликарп Ефимович запрещал ругаться в храме, а также распорядился наводить там порядок. Вплоть до 1941 года священнослужители почти не ощущали никаких ограничений.
Во время войны часть храма всё же была переоборудована под зернохранилище и богослужения иногда проводились на дому. Несмотря на противоречия в партийном и государственном руководстве по поводу закрытия храма, репрессий в отношении священника Павла не последовало. Во время гонений на церковь, в Боровлянский храм прибывали паломники и монахи их западных концов страны. Известно, что особый стиль пения богослужений был привезён монахинями их Киева, который бережно сохраняется клиром храма с благословения настоятеля протоиерея Павла.
После войны Боровлянский храм получил официальное разрешение на проведение богослужений. Ввиду того, что все близлежащие храмы были закрыты или разрушены, по воспоминаниям прихожан, в воскресенье приходило по 150 причастников. Верующие люди, которых было абсолютное большинство среди сельских жителей, добирались до единственного действующего православного храма именно в Боровлянку. После кончины протоиерея Павла Петрова, настоятелем был назначен иерей Стефан Иваненко, пробывший в селе около трёх лет. Боровлянская церковь стала пристанищем для скрывавшегося от властей священника Петра Ивановича Майорова из Оренбургской области. Он был настоятелем храма с 1959 по 1962 год. С 1962 по 1970 годы настоятелем храма был священник Павел Николаевич Ездаков, о котором многие вспоминают, как о человеке высокой духовности. Он очень любил храм и многое сделал для его процветания. Тем не менее, по протекции властей, отец Павел Ездаков был отстранён от служения до 1974 года. Вернувшись вновь настоятелем храма по ходатайствам местных жителей, он возглавлял приход до 1986 года. С 1986 по 1992 годы в храме служил протоиерей Николай Павлович Новосёлов. С 1992 по 2002 годы здесь служили семь священников, ни один из которых не прижился в Боровлянском храме.
Боровлянская церковь сегодня
На этом моменте можно остановиться отдельно и сказать, что удивительным образом храм сам выбирает себе настоятеля. Точнее, Божий промысел распоряжается так, что недостойные руководить Боровлянским приходом не могут ужиться на этом месте. Действительно, далеко не каждый может пройти испытания, которые предлагает пройти Боровлянский храм. Не каждому священнику будет под силу жить и служить в деревне за сто километров от города. С 2002 года настоятелем в храме служит протоиерей Павел Валерьевич Балакин и диаконом Андрей Николаевич Фомин, которые с благодарностью приняли своё назначение в этот исторический храм.
Среди святынь, особо почитаемых в Боровлянском храме, стоит отметить напрестольный мельхиоровый крест, дар храму от Гроба Господня, икона Спасителя, почитаемая чудотворной, полученная в дар от монастыря св. Иоанна Златоуста на горе Афон. Также чудотворными почитаются Распятие и икона великомученика Пантелеимона, подаренная храму из Пантелеимонова монастыря на горе Афон.
Сегодня Боровлянский храм во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня и Святителя Николая остаётся таким же, как и сто лет назад – оплотом Православной веры, настоящим духовным сокровищем Курганской области. Клир храма во главе с протоиереем Павлом хранят эту первозданную красоту. Иконостас, хоругви, всё убранство напоминает о жизни русского человека начала XX века, заставляет задуматься о мгновении земной и ценности жизни вечной. Заходя в Боровлянский храм, человек теряет ощущение времени, забывает о суете нашего мира, его сердце наполняется молитвой. Иногда некоторые столичные храмы очень походят на музей, некоторые до сих пор являются музеями. Храм в селе Боровлянка несмотря на древность икон, каменные печи и деревянный пол, жив. В нём особенным образом ощущается присутствие Бога.